Шатунные подшипники
Общие сведения
В двигателях серии ISF2.8 используются шатунные подшипники двух типов:
- С биметаллическими вкладышами - нижние шатунные подшипники
- С триметаллическими вкладышами - верхние шатунные подшипники
Используйте соответствующие сведения для правильной замены шатунных подшипников.
Подготовительные операции
WARNING
Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
WARNING
Во избежание получения травмы не допускайте попадания горячего масла на кожу.
WARNING
По данным некоторых государственных организаций отработанное моторное масло может быть причиной возникновения онкологических заболеваний и заболеваний органов репродуктивной системы. Избегайте вдыхания паров отработанного моторного масла, попадания его в организм и продолжительного контакта с ним. Если не предполагается повторное использование, отправьте вещество на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
- Отсоедините кабели аккумуляторной батареи.
- Слейте масло из системы смазки.
- Снимите масломерный щуп.
- Снимите трубку масломерного щупа.
- Снимите поддон картера и его прокладку.
Снятие
Если на двигателе установлены шатуны с нижней головкой разрывного типа, проявляйте осторожность при снятии крышки во избежание повреждения контактных поверхностей шатуна или крышки. При повреждении контактных поверхностей в зоне разрыва обязательно замените шатун и его крышку для снижения вероятности повреждения двигателя.
ПРИМЕЧАНИЕ : При проверке или замене шатунных подшипников снимать головку блока цилиндров нетребуется.
С помощью приспособления для проворачивания коленчатого вала, номер по каталогу 3824591, установите поршень, шатун которого снимается, в нижнюю мертвую точку.
Нанесите на каждый шатун и его крышку номер соответствующего цилиндра.
Снимайте и устанавливайте только одну крышку шатуна единовременно, чтобы не перепутать крышки на шатунах.
Снимите болты и крышку шатуна.
Снимите нижний вкладыш шатунного подшипника.
ПРИМЕЧАНИЕ : Шатунные подшипники не подлежат повторному использованию. В случае снятия болтов шатунов утилизируйте подшипники и установите новый комплект.
Не повредите форсунки охлаждения поршней трубчатого типа при проталкивании шатуна внутрь цилиндра в сторону от коленчатого вала. Это может привести к повреждению двигателя.
ПРИМЕЧАНИЕ : Небольшая деформация форсунок охлаждения поршней может привести к серьезному повреждению двигателя. Замените форсунки охлаждения поршней трубчатого типа, если они оказались повреждены или погнуты при сборке или разборке.
Снимите форсунку охлаждения поршня трубчатого типа у того цилиндра, шатунные подшипники которого подлежат снятию.
Протолкните шатун в цилиндр, в сторону от коленчатого вала, чтобы можно было снять верхний шатунный подшипник.
Очистка и проверка возможности повторного использования
WARNING
При работе со сжатым воздухом пользуйтесь средствами защиты глаз и лица. Разлетающиеся в стороны частицы грязи могут привести к травмам.
ПРИМЕЧАНИЕ : Шатунные подшипники не подлежат повторному использованию. В случае снятия болтов шатунов утилизируйте подшипники и установите новый комплект.
Очистите крышки шатунов.
Просушите сжатым воздухом.
Проверьте крышки шатуна, постели подшипников шатуна и болты на отсутствие забоин, трещин, заусенцев, царапин или повреждений от истирания.
Для идентификации шатунных подшипников используются номер детали по каталогу, отштампованный на их обратной стороне.
Проверьте шатунные шейки на отсутствие повреждений или чрезмерного износа. Допускается наличие незначительных царапин.
Установка
ПРИМЕЧАНИЕ : Шатунные подшипники не подлежат повторному использованию. В случае снятия болтов шатунов утилизируйте подшипники и установите новый комплект.
Для уменьшения вероятности повреждения двигателя убедитесь в том, что обратная сторона подшипника и поверхности шатуна и крышки, соприкасающиеся с подшипником, чистые и сухие.
Установите верхний подшипник в шатун.
ПРИМЕЧАНИЕ : Верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников не взаимозаменяемы. Выступ подшипника должен попасть в паз шатуна. Край вкладыша должен быть на одном уровне с поверхностью под крышку.
Установите нижний шатунный подшипник в крышку шатуна.
ПРИМЕЧАНИЕ : Выступ подшипника должен попасть в паз крышки шатуна. Край вкладыша должен быть на одном уровне с поверхностью под крышку.
ПРИМЕЧАНИЕ : Поверхность нижней головки разрывного типа шатуна и его крышки должна быть чистой и сухой для обеспечения ее нормального контакта с сопрягаемой поверхностью.
Смажьте поверхности подшипника маслом для сборочных операций (номер по каталогу 3163087) или его аналогом.
Смажьте резьбу и нижнюю поверхность головок болтов шатуна чистым маслом 15W-40.
При установке крышки шатуна номера шатуна и крышки должны совпадать и находиться с одной стороны для предотвращения повреждения двигателя во время работы.
Установите крышку шатуна на соответствующий шатун.
Установите болты шатуна и затяните их от руки.
Затяните болты шатуна.
Коренные подшипники
Подготовительные операции
WARNING
Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
WARNING
По данным некоторых государственных организаций отработанное моторное масло может быть причиной возникновения онкологических заболеваний и болезней органов репродуктивной системы. Избегайте вдыхания паров отработанного моторного масла, попадания его в организм и продолжительного контакта с ним. Если не предполагается повторное использование, отправьте вещество на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
WARNING
Во избежание получения травмы не допускайте попадания горячего масла на кожу.
- Отключите аккумуляторные батареи.
- Слейте масло из системы смазки.
- Снимите масломерный щуп.
- Снимите трубку масломерного щупа.
- Снимите поддон картера и прокладку.
Снятие
Перед снятием крышек коренных подшипников проверьте наличие установочных меток, четко нанесенных на крышках и блоке цилиндров.
Нумерация крышек начинается от передней части двигателя.
ПРИМЕЧАНИЕ : При замене подшипников без снятия двигателя с шасси: Замените крышки 2 - 4, когда коленчатый вал опирается на крышки 1 и 5. После замены крышек 2 - 4 замените крышки 1 и 5.
CAUTION
Не используйте рычаг для отсоединения крышек коренных подшипников от блока цилиндров. Это может привести к повреждению крышек коренных подшипников и блока цилиндров.
Полностью отверните болты крышки коренного подшипника, но не снимайте их.
Используя два болта, покачайте крышку, чтобы она сдвинулась. Будьте осторожны, чтобы не повредить резьбу на болтах.
Снимите крышку коренного подшипника.
По мере снятия наносите на коренные подшипники метки в соответствии с местами их установки и номерами цилиндров.
Наносите метку на выступ подшипника с помощью шила.
ПРИМЕЧАНИЕ : Метки наносятся на подшипники для их последующей идентификации или анализа возможной неисправности.
Выполните эту операцию для снятия верхних вкладышей всех коренных подшипников, кроме заднего коренного подшипника № 5.
Для снятия верхнего вкладыша коренного подшипника установите приспособление для замены коренных подшипников (номер по каталогу 3823818) в отверстие для смазки коренной шейки коленчатого вала.
При помощи приспособления для проворачивания коленчатого вала, номер по каталогу 3824591, поверните вал так, чтобы приспособление коснулось верхнего вкладыша коренного подшипника со стороны, обратной выступу.
Продолжайте поворачивать коленчатый вал так, чтобы сторона верхнего вкладыша с выступом (1) вышла из блока цилиндров первой.
Снимите вкладыш.
CAUTION
Будьте осторожны, чтобы не повредить отверткой коленчатый вал или блок цилиндров.
ПРИМЕЧАНИЕ : В задней коренной шейке № 5 отверстия нет, поэтому использовать приспособление для замены вкладыша нельзя.
При помощи отвертки с плоским шлицем аккуратно оторвите один край вкладыша от блока цилиндров. Затем, придерживая пальцем вкладыш, поверните коленчатый вал так, чтобы вкладыш вышел наружу.
Очистка и проверка возможности повторного использования
WARNING
При очистке паром используйте защитные очки или маску, а также защитную одежду. Горячий пар может вызвать тяжёлую травму.
WARNING
При работе со сжатым воздухом пользуйтесь средствами защиты глаз и лица. Разлетающиеся в стороны частицы грязи могут привести к травмам.
Для очистки крышек коренных подшипников используйте пар или горячую мыльную воду.
Просушите сжатым воздухом.
Проверьте все крышки коренных подшипников, болты и упорные подшипники на отсутствие глубоких задиров, следов перегрева и пр.
Замените все поврежденные детали. Если крышка шатунного подшипника повреждена, блок цилиндров подлежитзамене.
Убедитесь в наличии направляющих втулок в крышках коренных подшипников.
Проверьте коренные шейки коленчатого вала на отсутствие повреждений или чрезмерного износа. Допускается наличие незначительных царапин.
Если осевой люфт коленчатого вала, измеренный во время начальной проверки, окажется вне нормы, обязательно проверьте его поверхность под упорный подшипник на отсутствие повышенного износа или повреждений. Допускается наличие незначительных царапин.
Место установки упорного подшипника: коренная шейка № 4.
При обнаружении повреждений снимите коленчатый вал.
Кроме того, проверьте поверхности упорного подшипника на отсутствие повышенного износа. При обнаружении чрезмерного износа замените упорный подшипник.
Проверьте вкладыши подшипника на отсутствие повреждений.
Замените вкладыши со следующими повреждениями:
- Точечная коррозия
- Отслаивание
- Коррозия
- Повреждения выступа вкладыша подшипника
- Царапины.
Проверьте состояние опорной поверхности вкладыша подшипника на отсутствие забоин или заусенцев. Если не удается удалить забоины или заусенцы при помощи наждачного бруска (номер по каталогу 3823258) или его аналога, подшипникинеобходимо заменить.
ПРИМЕЧАНИЕ : Если вкладыш подшипника поврежден, необходимо заменить оба вкладыша подшипника.
ПРИМЕЧАНИЕ : Более подробные сведения о повреждениях подшипника приведены в Бюллетене 3810387, "Анализ и предотвращение неисправностей подшипника".
Измерение
Измерьте толщину вкладыша коренного подшипника микрометром с шариковым наконечником. Данный замер следует брать на расстоянии не менее 5 мм [0,2 дюйма] от торца подшипника, а не от самого его края.
Размеры коренного подшипника | |||
mm | in | ||
качества | 2.306 | МИН | 0.0908 |
2.464 | МАКС | 0.097 | |
Отправьте вкладыш подшипника на утилизацию, если его толщина не соответствует техническим условиям.
ПРИМЕЧАНИЕ : Для идентификации коренных подшипников используются номер детали по каталогу, отштампованный на их обратной стороне.
CAUTION
Несоблюдение требования по проверке болта коренного подшипника на соответствие нормам повторного использования может привести к серьезным повреждениям двигателя.
Используйте следующую процедуру для проверки возможности повторного использования болта коренного подшипника.
Установка
CAUTION
Не смазывайте сторону вкладыша подшипника, обращенную к блоку цилиндров.
Верхний вкладыш коренного подшипника
ПРИМЕЧАНИЕ : Устанавливайте крышку коренного подшипника после установки каждого верхнего вкладыша для его фиксации по месту во время установки остальных коренных подшипников.
Нанесите на верхние вкладыши коренных подшипников масло для сборочных работ (номер по каталогу 3163086).
ПРИМЕЧАНИЕ : Упорный подшипник коленчатого вала должен устанавливаться на коренную шейку №4.
ПРИМЕЧАНИЕ : Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников не взаимозаменяемы. На обратную сторону вкладышей нанесены метки для их правильной ориентации при установке.
Установите верхние вкладыши коренных подшипников.
Вставьте вкладыш в зазор между шейкой коленчатого вала и блоком цилиндров стороной, обратной выступу. Задвиньте вкладыш как можно глубже рукой.
При установке упорного подшипника может потребоваться сместить коленчатый вал в осевом направлении.
CAUTION
Не допускайте проскальзывания стержня под вкладыш.
Выполните эту операцию для завершения установки верхних вкладышей всех коренных подшипников, кроме заднего коренного подшипника № 5.
С помощью приспособления для замены коренных подшипников (номер по каталогу 3823818) завершите установку коренного подшипника. Проворачивайте коленчатый вал с помощью соответствующего приспособления (номер по каталогу 3824591).
Убедитесь в том, что выступ (1) на вкладыше оказался в пазу (2) на блоке цилиндров. Приложите усилие для завершения установки вкладыша.
CAUTION
Будьте осторожны, чтобы не повредить отверткой коленчатый вал или блок цилиндров.
ПРИМЕЧАНИЕ : В задней коренной шейке № 5 отверстия нет, поэтому использовать приспособление для замены вкладыша нельзя.
Установите коренной подшипник №5.
Вставьте коренной подшипник вкладыш стороной, обратной выступу, и задвиньте его как можно глубже рукой.
Используйте плоскую отвертку для установки коренного подшипника по месту, вращая при этом коленчатый вал.
Убедитесь в том, что выступ коренного подшипника вошел в паз на блоке цилиндров.
CAUTION
Не смазывайте обратную сторону вкладыша, обращенную к крышке коренного подшипника.
Нижние вкладыши коренных подшипников
Убедившись в отсутствии на обратной стороне нижних вкладышей коренных подшипников грязи и посторонних частиц, вставьте их в крышки коренных подшипников.
Обязательно совместите выступы на вкладышах с выступами на крышках коренных подшипников.
Нанесите масло для сборочных работ (номер по каталогу 3163087) на поверхности коренных подшипников и упорного подшипника со стороны коленчатого вала.
CAUTION
Убедитесь в том, что крышки установлены в те же места, откуда они были сняты.
Убедитесь в том, что на поверхностях между крышками коренных подшипников и блоком цилиндров нет грязи и посторонних частиц.
Установите крышку коренного подшипника на место, совместив направляющие втулки с отверстиями в блоке цилиндров.
На крышки коренных подшипников имеются номера, соответствующие местам их установки, которые были нанесены до или во время снятия. Нумерация начинается от передней части блока цилиндров.
ПРИМЕЧАНИЕ : Крышки должны быть установлены так, чтобы номера на них соответствовали номерам постелей подшипников в блоке цилиндров. Выступы в постели и крышке коренного подшипника должныбыть с одной и той же стороны.
Установите крышки коренных подшипников. Обязательно совместите направляющие втулки на крышке коренного подшипника с соответствующими отверстиями в блоке цилиндров.
Смажьте резьбу и нижнюю часть головок болтов крышек коренных подшипников чистым моторным маслом.
Установите крышку коренного подшипника на место, аккуратно постукивая по ней киянкой с пластмассовой или резиновой головкой.
Когда крышка встанет на место, установите ее болты и затяните их.
Момент затяжки: 50 n•m [ 37 ft-lb ]
Пока не затягивайте болты с окончательным моментом затяжки. Это следует сделать после установки всех крышек коренных подшипников.
Используя приспособление для проворачивания коленчатого вала (номер по каталогу 3824591) убедитесь, что после установки крышек коренных подшипников он вращается свободно.
ПРИМЕЧАНИЕ : На рисунке показан двигатель с каталитическим нейтрализатором SCR. На двигателях с системой рециркуляции отработавших газов устройство для проворачивания коленчатого вала располагается под стартером.
При окончательной затяжке болтов крышек коренных подшипников периодически проверяйте, свободно ли вращается коленчатый вал.
Если коленчатый вал не вращается свободно:
- Проверьте, не задевает ли коленчатый вал за один из шатунов
- Проверьте правильность установки крышек коренных подшипников
- Проверьте отсутствие повреждений направляющих втулок или опорных поверхностей крышек коренных подшипников во время установки
- Проверьте правильность установки вкладышей коренных подшипников.
Затяните болты коренных подшипников.
Для измерения осевого люфта коленчатого вала используйте следующую процедуру.
Завершающие операции
WARNING
Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
- Установите трубку масломерного щупа.
- Установите масломерный щуп.
- Установите поддон картера двигателя и прокладку.
- Залейте масло в поддон картера.
- Подключите аккумуляторные батареи.
- Дайте двигателю поработать на холостых оборотах 5 - 10 минут. Проверьте отсутствие плохо закрепленных деталей, утечек и давление масла.
Шатун
Подготовительные операции
WARNING
Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
WARNING
Охлаждающая жидкость токсична. Исключите доступ к ней детей и домашних животных. Если не предполагается повторное использование, отправьте вещество на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
WARNING
Дождитесь падения температуры ниже 50°C (120°F) для снижения вероятности получения травм от контакта с горячей охлаждающей жидкостью.
WARNING
По данным некоторых государственных организаций отработанное моторное масло может быть причиной возникновения онкологических заболеваний и заболеваний органов репродуктивной системы. Избегайте вдыхания паров отработанного моторного масла, попадания его в организм и продолжительного контакта с ним. Если не предполагается повторное использование, отправьте вещество на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
WARNING
Во избежание получения травмы не допускайте попадания горячего масла на кожу.
- Отключите аккумуляторные батареи.
- Снимите поршни с шатунами в сборе с двигателя.
- Снимите шатуны с поршней.
Очистка и проверка возможности повторного использования
WARNING
При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных соединений следуйте рекомендациям их производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.
WARNING
Давление сжатого воздуха, используемого для очистки, не должно превышать 207 кПа (30 фунт/кв. дюйм). При его использовании обязательно надевайте защитную одежду, защитные очки или маску и перчатки.
CAUTION
Поверхность контакта шатуна и крышки не проходила механическую обработку. Проявляйте осторожность во избежание повреждения этих деталей во время работы с ними.
Используйте растворитель для очистки шатунов.
ПРИМЕЧАНИЕ : Крышка всегда должна быть закреплена на шатуне болтами, затянутыми от руки, во избежание повреждения поверхности контакта крышки и шатуна, кроме случаев очистки этой контактной поверхности.
Используйте растворитель и щетку с нейлоновой щетиной для очистки поверхности контакта крышки и шатуна. Просушите контактную поверхность сжатым воздухом.
Просушите шатуны сжатым воздухом.
CAUTION
Замените шатун в сборе с крышкой при наличии следов истирания на любой из деталей.
Проверьте крышки шатуна, постели подшипника шатуна и болты на отсутствие забоин, трещин, заусенцев, царапин или потертостей.
ПРИМЕЧАНИЕ : Поверхность контакта шатуна и крышки не подвергается механической обработке. Эта поверхность не должна считаться поврежденной, кроме случаев наличия на ней глубоких забоин или трещин по всей поверхности.
Проверьте состояние поверхностей контакта шатуна и его крышки.
Проверьте отверстие под поршневой палец на отсутствие повреждений.
Измерьте внутренний диаметр втулки поршневого пальца в шатуне.
Диаметр втулки поршневого пальца в шатуне | ||
mm | in | |
34.54 | МИН | 1.3598 |
34.56 | МАКС | 1.3606 |
Если втулка повреждена или не соответствует нормам, она не может быть заменена. Замените шатун.
CAUTION
Используйте тиски с латунными губками для фиксации шатуна. Вмятины, царапины или забоины на двутавровом участке шатуна могут стать причиной повреждения двигателя.
CAUTION
Номер на шатуне должен совпадать с номером на крышке шатуна. Шатуны и крышки изготавливаются в собранном виде, заменять детали по отдельности нельзя. Это может привести к повреждению двигателя.
Смажьте чистым моторным маслом 15W-40 болты шатуна.
Установите на шатун крышку и болты с шайбами.
Затяните болты.
Используйте циферблатный нутромер для измерения внутреннего диаметра в пределах 20 градусов от каждой части линии разъема.
Измерьте внутренний диаметр в направлении, перпендикулярном линии разъема.
Диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне со снятым подшипником | ||
mm | in | |
62.377 | МИН | 2.456 |
62.397 | МАКС | 2.457 |
ПРИМЕЧАНИЕ : Если размеры отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне не соответствуют норме, обязательно замените шатун.
Повторите описанную выше проверку после установки подшипника в шатун.
Диаметр отверстия под шейку коленчатого вала в шатуне с установленным подшипником | |||
mm | in | ||
Стандарт | 59.04 | МИН | 2.324 |
59.08 | МАКС | 2.326 | |
Измерьте диаметр шатунной шейки коленчатого вала.
Зазор в подшипнике равен разнице между диаметром отверстия под коленчатый вал в шатуне (с установленным подшипником) и диаметром шатунной шейки коленчатого вала.
Завершающие операции
WARNING
Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
- Установите поршни на шатуны.
- Установите поршни с шатунами в сборе.
- Подключите аккумуляторные батареи.
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры и убедитесь в отсутствии утечек.
Коленчатый вал
Подготовительные операции
WARNING
Используемые подъёмные механизмы должны обеспечить безопасный подъём двигателя в сборе с коробкой передач или редуктором.
WARNING
Масса этого узла превышает 23 кг (50 фунтов). Во избежание получения травм при подъёме узла используйте подъёмник или воспользуйтесь посторонней помощью.
WARNING
Во избежание получения травмы не допускайте попадания горячего масла на кожу.
WARNING
По данным некоторых государственных организаций отработанное моторное масло может быть причиной возникновения онкологических заболеваний и заболеваний органов репродуктивной системы. Избегайте вдыхания паров отработанного моторного масла, попадания его в организм и продолжительного контакта с ним. Если не предполагается повторное использование, отправьте вещество на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
- Снимите двигатель и установите его на стенд.
- Снимите масломерный щуп.
- Снимите трубку масломерного щупа.
- Снимите поддон картера.
- Снимите ремень вентилятора системы охлаждения.
- Снимите натяжное устройство ремня вентилятора системы охлаждения.
- Снимите шкив вентилятора.
- Снимите шкив коленчатого вала.
- Снимите крышку передних распределительных шестерён.
- Снимите маховик.
- Снимите крышку корпуса звездочки верхнего распределительного вала.
- Снимите картер маховика.
- Снимите натяжное устройство цепи привода верхнего распределительного вала.
- Снимите кольцо синхронизации частоты вращения верхнего распределительного вала.
- Снимите корпус звездочки верхнего распределительного вала.
- Снимите крышки шатунов.
- Снимите вакуумный насос.
Снятие
Перед снятием крышек коренных подшипников проверьте наличие установочных меток, четко нанесенных на крышках и блоке цилиндров.
Нумерация крышек начинается от передней части двигателя.
CAUTION
Не используйте рычаг для отсоединения крышек коренных подшипников от блока цилиндров. Это может привести к повреждению крышек коренных подшипников и блока цилиндров.
Полностью отверните болты крышки коренного подшипника, но не снимайте их.
Используя два болта, покачайте крышку коренного подшипника, чтобы можно было ее снять. Будьте осторожны, чтобы неповредить резьбу на болтах.
Снимите крышку коренного подшипника.
По мере снятия наносите на нижние коренные подшипники метки в соответствии с местами их установки и номерами цилиндров.
Наносите метку на выступ подшипника с помощью шила.
ПРИМЕЧАНИЕ : Метки наносятся на подшипники для их последующей идентификации или анализа возможной неисправности.
WARNING
Масса этого узла превышает 23 кг (50 фунтов). Во избежание получения травм при подъёме узла используйте подъёмник или воспользуйтесь посторонней помощью.
Снимите коленчатый вал.
Снимите верхние вкладыши коренных подшипников.
Наносите метку на выступ подшипника с помощью шила.
ПРИМЕЧАНИЕ : Метки наносятся на подшипники для их последующей идентификации или анализа возможной неисправности.
Очистка
WARNING
При очистке паром используйте защитные очки или маску, а также защитную одежду. Горячий пар может вызвать тяжёлую травму.
WARNING
При работе со сжатым воздухом пользуйтесь средствами защиты глаз и лица. Разлетающиеся в стороны частицы грязи могут привести к травмам.
Очистите коленчатый вал и шестерню (шестерни) паром или горячей мыльной водой.
Для очистки каналов системы смазки используйте ерш с неметаллической щетиной. Просушите сжатым воздухом. Продуйте резьбовые отверстия на каждом конце коленчатого вала и каналы системы смазки.
CAUTION
Не очищайте метчиком резьбу в отверстиях в коленчатом валу. Это может привести к серьезному повреждению двигателя.
Проверьте резьбовые отверстия на обоих концах коленчатого вала на отсутствие повреждений.
При обнаружении повреждений замените коленчатый вал.
Используйте мелкозернистую наждачную бумагу для шлифовки обработанных поверхностей.
Проверьте состояние зоны контакта с передним сальником коленчатого вала.
Проверьте состояние зоны контакта с задним сальником коленчатого вала.
Проверьте состояние шатунных подшипников.
Проверьте состояние коренных подшипников.
ПРИМЕЧАНИЕ : Проверьте шестерню коленчатого вала на отсутствие точечной коррозии, истирания или отсутствующих зубьев. Задняя шестерня коленчатого вала не подлежит замене. Если не удается удалить потертости при помощи абразивного бруска (номер по каталогу 3823258) или его аналога, коленчатый вал необходимо заменить.
Проверьте шейки коренных и шатунных подшипников на отсутствие повреждений или повышенного износа. Допускается наличие незначительных царапин.
Измерение
Микрометром измерьте диаметр шатунных шеек.
Диаметр шатунной шейки коленчатого вала | ||
mm | in | |
58.990 | МИН | 2.322 |
59.010 | МАКС | 2.323 |
Отклонение от круглости шатунной шейки коленчатого вала | ||
mm | in | |
0.050 | МАКС | 0.002 |
Конусность шатунной шейки коленчатого вала | ||
mm | in | |
0.013 | МАКС | 0.0005 |
Проверьте шейки коренных и шатунных подшипников на отсутствие повреждений или повышенного износа. Допускается наличие незначительных царапин.
Микрометром измерьте диаметр коренных шеек.
Диаметр коренной шейки коленчатого вала | ||
mm | in | |
73.987 | МИН | 2.913 |
74.013 | МАКС | 2.914 |
Отклонение от круглости коренной шейки коленчатого вала | ||
mm | in | |
0.050 | МАКС | 0.002 |
Конусность коренной шейки коленчатого вала | ||
mm | in | |
0.013 | МАКС | 0.0005 |
Установите крышки коренных подшипников с верхними и нижними вкладышами. Используйте следующую процедуру для установки крышки коренного подшипника.
Затяните болты коренных подшипников.
Момент затяжки:
- 1. 50 n•m [ 37 ft-lb ]
- 2. 80 n•m [ 59 ft-lb ]
- 3. Доверните на 90 градусов.
Измерьте отверстие под коренную шейку с установленным подшипником.
Определите зазор в коренном подшипнике.
Зазор в подшипнике равен разнице между диаметром отверстия под коренную шейку (с установленным подшипником) и диаметром коренной шейки коленчатого вала.
Зазор в коренном подшипнике | ||
mm | in | |
0.041 | МИН | 0.0016 |
0.105 | МАКС | 0.0042 |
Зазор в подшипнике можно также определить с помощью специального щупа при сборке двигателя.
ПРИМЕЧАНИЕ : Если зазор не соответствует норме:
- Замените подшипник или попробуйте установить другой комплект коренных подшипников.
- Измерьте отверстие коренного подшипника при снятых вкладышах и проверьте его состояние.
Используйте следующую процедуру для проверки возможности повторного использования болта коренного подшипника.
Проверьте поверхности упорного подшипника на отсутствие повреждений или повышенного износа. Допускается наличие незначительных царапин. Используйте мелкозернистую наждачную бумагу для шлифовки обработанных поверхностей.
Поверхности упорного подшипника расположены на коренной шейке коленчатого вала № 4.
Измерьте припуск под упорный подшипник.
Осевое расстояние | ||
mm | in | |
0.115 | МИН | 0.0045 |
0.365 | МАКС | 0.0144 |
Смажьте коленчатый вал консервационным маслом низкой плотности для защиты от ржавчины.
ПРИМЕЧАНИЕ : Если коленчатый вал будет установлен не сразу, используйте консервационное масло высокой плотности. Закройте коленчатый вал, чтобы пыль не прилипала к маслу.
Установка
Убедившись в отсутствии на обратной стороне верхних вкладышей коренных подшипников грязи и посторонних частиц, вставьте их в блок цилиндров.
Обязательно совместите выступы на вкладышах с выступами на постелях коренных подшипников.
Установите вкладыш упорного подшипника коленчатого вала по месту коренного подшипника № 4.
Нанесите масло для сборочных работ (номер по каталогу 3163087) на поверхности коренных подшипников и упорного подшипника со стороны коленчатого вала.
Убедитесь в наличии направляющих втулок в крышках коренных подшипников.
WARNING
Масса этого узла превышает 23 кг (50 фунтов). Во избежание получения травм при подъёме узла используйте подъёмник или воспользуйтесь посторонней помощью.
CAUTION
Осторожно установите коленчатый вал, не допуская повреждения коренных подшипников и шеек. Повреждение коленчатого вала сократит срок службы двигателя.
Установите коленчатый вал.
CAUTION
Не смазывайте обратную сторону вкладыша, обращенную к крышке коренного подшипника.
Убедившись в отсутствии на обратной стороне нижних вкладышей коренных подшипников грязи и посторонних частиц, вставьте их в крышки коренных подшипников.
Обязательно совместите выступы на вкладышах с выступами на крышках коренных подшипников.
Нанесите масло для сборочных работ (номер по каталогу 3163087) на поверхности коренных подшипников и упорного подшипника со стороны коленчатого вала.
Убедитесь в том, что на поверхностях крышек коренных подшипников между крышкой и блоком цилиндров нет грязи и посторонних частиц.
На крышки коренных подшипников имеются номера, соответствующие местам их установки, которые были нанесены во время снятия. Нумерация начинается от передней части блока цилиндров.
ПРИМЕЧАНИЕ : Крышки должны быть установлены так, чтобы номера на них соответствовали номерам постелей подшипников в блоке цилиндров. Выступы в постели и крышке коренного подшипника должныбыть с одной и той же стороны.
Установите крышки коренных подшипников. Обязательно совместите направляющие втулки на крышке коренного подшипника с соответствующими отверстиями в блоке цилиндров.
Смажьте резьбу и нижнюю часть головок болтов крышек коренных подшипников чистым моторным маслом.
Установите крышку коренного подшипника на место, аккуратно постукивая по ней киянкой с пластмассовой или резиновой головкой.
Когда крышка встанет на место, установите ее болты и затяните их.
Момент затяжки: 50 n•m [ 37 ft-lb ]
Пока не затягивайте болты с окончательным моментом затяжки. Это следует сделать после установки всех крышек коренных подшипников.
Равномерно затяните болты в указанной на рисунке последовательности. Выполните каждую операцию со всеми болтами перед переходом к следующей операции.
Момент затяжки:
- 1. 50 n•m [ 37 ft-lb ]
- 2. 80 n•m [ 59 ft-lb ]
- 3. Доверните на 90 градусов.
Коленчатый вал должен вращаться свободно после установки крышек коренных подшипников.
Если коленчатый вал не вращается свободно:
- Проверьте, не задевает ли коленчатый вал за один из шатунов
- Проверьте правильность установки крышек коренных подшипников
- Проверьте отсутствие повреждений направляющих втулок или опорных поверхностей крышек коренных подшипников во время установки
- Проверьте правильность установки вкладышей коренных подшипников.
ПРИМЕЧАНИЕ : Осевой люфт определяется размером упорного подшипника и шейки коленчатого вала.
Измерьте осевой люфт коленчатого вала с помощью циферблатного индикатора, номер по каталогу 3824564, и магнитного основания, номер по каталогу 3377399.
Осевой зазор коленчатого вала | ||
mm | in | |
0.023 | МИН | 0.0009 |
0.365 | МАКС | 0.0144 |
Если осевой люфт коленчатого вала не соответствует норме:
- Если осевой люфт коленчатого вала ниже нормы, проверьте отсутствие препятствий, ограничивающих его перемещение (масляный насос, шатун и пр.).
- Если осевой люфт коленчатого вала выше нормы, проверьте поверхность упорного подшипника коленчатого вала. Кроме того, проверьте правильность установки упорного подшипника.
Завершающие операции
- Установите крышки шатунов.
- Установите картер маховика.
- Закрепите корпус звездочки верхнего распределительного вала.
- Установите кольцо синхронизации частоты вращения верхнего распределительного вала.
- Установите натяжное устройство цепи привода верхнего распределительного вала.
- Установите крышку корпуса звездочки верхнего распределительного вала.
- Установите вакуумный насос.
- Установите маховик.
- Установите крышку передних распределительных шестерён.
- Установите шкив коленчатого вала.
- Установите шкив вентилятора.
- Установите натяжное устройство ремня вентилятора системы охлаждения.
- Установите ремень вентилятора системы охлаждения.
- Установите поддон картера.
- Установите трубку масломерного щупа.
- Установите масломерный щуп.
Проверка вращения
После завершения сборки двигателя убедитесь в том, что коленчатый вал вращается свободно, провернув его с помощью соответствующего приспособления, номер по каталогу 3824591.
Вставьте приспособление для проворачивания коленчатого вала в картер маховика, введя его в зацепление с зубчатым венцом маховика. После этого можно вращать коленчатый вал от руки. Используйте ключ с храповиком на 1/2 дюйма или монтировку.
Если коленчатый вал не вращается свободно, проверьте отсутствие внешних препятствий. (Маховик, агрегаты с приводом от двигателя и пр.) При отсутствии помех снимите поддон картера и проверьте отсутствие внутренних повреждений.
Установите двигатель.
Залейте масло в поддон картера.
Запустите двигатель. Проверьте отсутствие утечек и исправность работы двигателя.
Блок цилиндров
Общие сведения
Цилиндры двигателя выполнены зацело с блоком, без использования гильз. При повреждении или износе цилиндры не могут быть отремонтированы.
Начальная проверка
Перед снятием поршней в сборе с шатунами измерьте и запишите величину выступания каждого поршня.
Измерение выступания поршня перед разборкой поможет определить возможность шлифовки верхней поверхности блока цилиндра, если это потребуется.
Подготовительные операции
- Снимите двигатель и установите его на стенд.
- Разберите двигатель. См. Раздел DS "Разборка двигателя".
Начальная проверка:
Перед очисткой или дальнейшей разборкой блока цилиндров осмотрите его, проверив отсутствие повреждений (трещин, следов истирания и пр.), которые могут исключить возможность его повторного использования. Особое внимание уделите следующим позициям:
- Крышки и постели коренных подшипников
- Цилиндры
- Верхняя плоскость блока цилиндров
- Поверхность крепления поддона картера
- Поверхность крепления впуска водяного насоса
- Поверхности под прокладки в передней и задней части блока цилиндров.
Очистка и проверка возможности повторного использования
Проверьте все заглушки на отсутствие признаков повреждений или утечек.
Если необходимо тщательно очистить блок цилиндров перед повторным использованием из-за большого числа посторонних частиц или загрязнения, снимите все соответствующие заглушки.
Убедитесь в том, что все каналы систем смазки и охлаждения очищены.
При необходимости используйте указанные процедуры для снятия и установки.
WARNING
При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных соединений следуйте рекомендациям их производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.
Ершиком с неметаллический щетиной и чистым растворителем очистите отверстия для смазки в блоке цилиндров.
Тщательно очистите все уплотнительные поверхности от остатков старых прокладок.
WARNING
Масса этого узла превышает 23 кг (50 фунтов). Во избежание получения травм при подъёме узла используйте подъёмник или воспользуйтесь посторонней помощью.
Снимите блок цилиндров со стенда.
WARNING
При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных соединений следуйте рекомендациям их производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.
Соблюдайте инструкции производителя по эксплуатации промывочной емкости.
Соблюдайте инструкции производителя по использованию растворителя.
ПРИМЕЧАНИЕ : Фирма Cummins не даёт рекомендаций в отношении конкретных средств для очистки. Опыт показал, что наилучшие результаты дают те средства, которые можно нагреть до 80 - 95°C (176 - 203°F). Идеальным является использование промывочной емкости, в которой очищающий раствор будетперемешиваться и фильтроваться.
Очистите блок цилиндров в промывочной емкости.
WARNING
При очистке паром используйте защитные очки или маску, а также защитную одежду. Горячий пар может вызвать тяжёлую травму.
WARNING
При работе со сжатым воздухом пользуйтесь средствами защиты глаз и лица. Разлетающиеся в стороны частицы грязи могут привести к травмам.
CAUTION
Для уменьшения вероятности повреждения двигателя обязательно удалите все посторонние частицы из отверстий под болты и из масляных каналов.
Извлеките блок цилиндров из промывочной емкости.
Тщательно очистите блок цилиндров паром.
и просушите сжатым воздухом.
ПРИМЕЧАНИЕ : Если блок цилиндров не подлежит немедленному использованию, нанесите на него консервационное масло для защиты от ржавчины. Накройте блок цилиндров, чтобы пыль не прилипала к маслу.
После очистки блока цилиндров повторно проверьте его на отсутствие признаков трещин, истирания и изменения цвета, которые исключат возможность его повторного использования.
Для выявления трещин используйте комплект для обнаружения трещин (номер по каталогу 3375432).
Особое внимание уделите следующим позициям:
- Крышки и постели коренных подшипников
- Цилиндры
- Верхняя плоскость блока цилиндров
- Поверхность крепления поддона картера
- Поверхность крепления впуска водяного насоса
- Поверхности под прокладки в передней и задней части блока цилиндров.
Проверьте крышки и постели коренных подшипников на отсутствие трещин, признаков истирания и изменения цвета.
При обнаружении трещин обязательно замените блок цилиндров.
Проверьте все резьбовые отверстия под болты на отсутствие повреждений резьбы. Для ремонта резьбовых отверстий можно использовать футорки.
Предусмотрены следующие ремонтные комплекты футорок:
- Номер по каталогу 3377905 - для резьбы американского стандарта
- Номер по каталогу 3377903 для метрической резьбы.
ПРИМЕЧАНИЕ : Футорки нельзя использовать для ремонта резьбовых отверстий под болты крышек коренных подшипников. При их повреждении блок цилиндров подлежит замене.
Проверьте поверхность цилиндров на отсутствие глянцевых участков.
На поверхности цилиндра должны быть заметны перекрещивающиеся линии, идущие под углом 20 - 25 градусов относительно верхней плоскости блока цилиндров.
Если необходимо матирование, см. порядок матирования в разделе "Матирование" данной процедуры.
Измерение
Все измерения блока цилиндров необходимо проводить, когда он лежит на плоской поверхности с установленными крышками коренных подшипников.
Если блок цилиндров находится на стенде и/или крышки коренных подшипников не установлены, измерения могут быть неточными из-за деформации. (Это относится к диаметрам цилиндров, отверстий под коренные подшипники и пр.).
Установите крышки коренных подшипников без вкладышей. Используйте следующую процедуру для установки крышки коренного подшипника.
Затяните болты коренных подшипников.
Момент затяжки: 80 n•m [ 59 ft-lb ]
Измерьте диаметр постели коренного подшипника.
Диаметр постели коренного подшипника | |||
mm | in | ||
Шейки 1 и 5 | 78.977 | МИН | 3.1093 |
79.013 | МАКС | 3.1107 | |
Шейки 2, 3 и 4 | 78.982 | МИН | 3.1095 |
79.008 | МАКС | 3.1106 | |
ПРИМЕЧАНИЕ : Если диаметры постелей коренных подшипников не соответствуют норме, проверьте правильность установки и ориентации крышек коренных подшипников. Если крышки коренных подшипников установлены правильно, блок цилиндров подлежит замене.
Проверка возможности повторного использования болта коренного подшипника
CAUTION
Несоблюдение требования по проверке болта коренного подшипника на соответствие нормам повторного использования может привести к серьезным повреждениям двигателя.
Для проверки возможности повторного использования болта коренного подшипника обязательно измерьте его длину так, как это описано ниже:
Измерьте длину каждого снятого болта коренного подшипника от нижней поверхности головки до торца резьбовой части (см. рисунок) одним из двух способов:
- При помощи микрометрического глубиномера (предпочтительный метод из-за большей точности)
- При помощи слесарной линейки.
Если результат измерений выходит за пределы технических условий, болт коренного подшипника подлежит замене.
Длина стержня болта коренного подшипника | ||
mm | in | |
119.25 | МАКС | 4.695 |
Измерьте отклонение от плоскостности верхней поверхности блока цилиндров.
Отклонение от плоскостности блока цилиндров | ||||
mm | in | |||
Итого | 0.075 | МАКС | 0.0030 | |
В пределах зоны радиусом 50 мм [1,97 дюйма] | 0.010 | МАКС | 0.0004 | |
Проверьте отсутствие мелких неровностей или дефектов. При их наличии верхняя поверхность блока цилиндров подлежит шлифовке.
ПРИМЕЧАНИЕ : Шлифовка верхней поверхности блока цилиндров допускается только в том случае, если после этого можно обеспечить требуемую высоту выступания поршней.
Использование ремонтных прокладок после шлифовки верхней поверхности блока цилиндров не предусмотрено. Если после такой шлифовки нельзя обеспечить требуемую высоту выступания поршня, блок цилиндров подлежит замене.
CAUTION
Измерение диаметра цилиндра производится на расстоянии более 50 мм (1,97 дюйма) от верхней поверхности блока цилиндров во избежание снижения точности измерений.
ПРИМЕЧАНИЕ : При выполнении измерений, матирования или расточки цилиндров все крышки коренных подшипников должны быть закреплены болтами, затянутыми с требуемым моментом затяжки.
Проверьте поверхность цилиндров на отсутствие повреждений или чрезмерного износа.
При помощи циферблатного нутромера (номер по каталогу 3376619) измерьте диаметр цилиндра в 4 точках, отстоящих друг от друга на 90 градусов, в крайних положениях хода поршня.
Диаметр расточки | ||
mm | in | |
93.99 | МИН | 3.7004 |
94.01 | МАКС | 3.7012 |
Отклонение от округлости | ||
mm | in | |
0.01 | МАКС | 0.0004 |
Конусность | ||
mm | in | |
0.01 | МАКС | 0.0004 |
Ремонт
CAUTION
Не допустите попадания инородных частиц, образовавшихся в ходе выполнения ремонтных операций, в масляные каналы двигателя. Несоблюдение этого требования приведет к выходу двигателя из строя.
Перед ремонтом цилиндров обязательно закройте масляные каналы и отверстия под толкатели в верхней части блока цилиндров водостойкой пленкой.
Матирование поверхности цилиндра:
Матирование обеспечивает качество поверхности цилиндра, необходимое для нормальной работы поршневых колец. Матирование допускается только в том случае, когда размеры цилиндров все еще соответствуют норме.
ПРИМЕЧАНИЕ : Посадка новых поршневых колец в цилиндрах с глянцевой поверхностью не будет плотной.
Используйте круглую хонинговальную головку (номер по каталогу 3823612) или аналогичную с частотой вращения 300 - 400 об/мин, совершающую за секунду один цикл перемещения в вертикальном направлении. Используйте масло для хонингования высокого качества или смесь равных долей моторного масла SAE 30W и дизельного топлива.
ПРИМЕЧАНИЕ : Вертикальные проходы должны быть плавными и непрерывными по всей высоте цилиндра.
Проверьте отверстие цилиндра после 10 проходов.
ПРИМЕЧАНИЕ : Угол нанесения перекрещивающихся линий зависит от частоты вращения и скорости вертикального перемещения хонинговальной головки. Слишком высокая или слишком низкая скорость перемещения приведет к отклонению этого угла от нормы.
На правильно матированной поверхности цилиндра должны быть заметны перекрещивающиеся линии, идущие под углом 20 - 25 градусов относительно верхней плоскости блока цилиндров.
Для удаления глянца используйте концентрированный раствор моющего средства в горячей воде, чтобы промыть цилиндры.
WARNING
При работе со сжатым воздухом пользуйтесь средствами защиты глаз и лица. Разлетающиеся в стороны частицы грязи могут привести к травмам.
CAUTION
Выполняйте очистку цилиндров сразу после матирования. Несоблюдение этого требования может привести к выходу двигателя из строя.
Промывайте цилиндры до полного удаления чистящего средства.
Просушите блок цилиндров сжатым воздухом.
WARNING
При работе со сжатым воздухом пользуйтесь средствами защиты глаз и лица. Разлетающиеся в стороны частицы грязи могут привести к травмам.
WARNING
При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных соединений следуйте рекомендациям их производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.
CAUTION
После завершения очистки не забудьте удалить пленку, закрывающую отверстия под толкатели. Несоблюдение этого требования может привести к выходу двигателя из строя.
Проверьте чистоту поверхности цилиндра, протерев ее куском белой безворсовой ткани, слегка смоченной в масле. При наличии остатков абразивного материала продолжайте очистку до полного их удаления.
Промойте поверхность цилиндров растворителем. Просушите блок цилиндров сжатым воздухом.
Если блок цилиндров не подлежит немедленному использованию, нанесите на все обработанные поверхности консервационное масло для защиты от ржавчины.
Обязательно накройте блок цилиндров для исключения появления внутри него и на его поверхности отложений пыли и посторонних частиц.
При замене блока цилиндров или использовании блока цилиндров, находившегося на складе, обязательно удалите моторное и консервационное масло с поверхностей цилиндров, мест установки прокладок и постелей коренных подшипников перед его использованием.
Завершающие операции
- Соберите двигатель. См. Раздел АS "Сборка двигателя".
- Снимите двигатель со стенда и произведите его установку.
Поршень
Подготовительные операции
- Отключите аккумуляторные батареи.
- Снимите поршни с шатунами в сборе с двигателя.
- Снимите шатуны с поршней.
Очистка и проверка возможности повторного использования
CAUTION
Не используйте для очистки поршней дробеструйную обработку. Поршень может быть поврежден частицами дроби, застрявшими в алюминии.
CAUTION
Не опускайте поршни для очистки в емкость с кислотой. Это может привести к их повреждению.
ПРИМЕЧАНИЕ : Отмачивание поршней в течение ночи обычно приводит к отслаиванию нагара.
Положите поршни отмачиваться в ванну для холодной очистки деталей.
CAUTION
Не используйте металлическую щетку. Она повредит канавки для поршневых колец.
Промойте поршни в концентрированном растворе стирального порошка в горячей воде.
CAUTION
Не пользуйтесь приспособлением для очистки канавок под поршневые кольца, чтобы не нанести царапин в местах контакта кольца с канавкой.
Удалите остатки отложений из канавок тупым концом сломанного кольца.
WARNING
При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных соединений следуйте рекомендациям их производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.
WARNING
При работе со сжатым воздухом пользуйтесь средствами защиты глаз и лица. Разлетающиеся в стороны частицы грязи могут привести к травмам.
CAUTION
Не опускайте поршни и шатуны для очистки в емкость с кислотой. Это может привести к повреждению поршней и шатунов.
Еще раз промойте поршни в растворе чистящего средства или в растворителе.
Ополосните поршни в чистой горячей воде.
Просушите поршень сжатым воздухом.
В некоторых поршнях есть масляный канал внутри головки поршня, предназначенный для ее охлаждения. Он должен быть чистым и не содержать инородных частиц.
Проверьте отсутствие износа или повреждений юбки, отверстия под палец, головки и канавок для поршневых колец.
Проверьте поршневой палец на отсутствие повреждений и износа.
Измерение
ПРИМЕЧАНИЕ : Для обеспечения необходимой точности указанные ниже измерения должны выполняться, когда детали имеют комнатную температуру, 20°C [68°F].
Измерьте диаметр юбки поршня на расстоянии 12 мм (0,5 дюйма) от его нижней кромки.
Нормативный диаметр юбки поршня | ||
mm | in | |
93.901 | МИН | 3.6969 |
93.919 | МАКС | 3.6976 |
Измерьте зазор между канавкой и поршневым кольцом. Используйте новое поршневое кольцо для измерения зазора в канавке.
Зазор между канавкой и поршневым кольцом | |||
mm | in | ||
Промежуточное | 0.05 | МИН | 0.0020 |
0.10 | МАКС | 0.0039 | |
Маслосъемное кольцо | 0.04 | МИН | 0.0016 |
0.09 | МАКС | 0.0035 | |
ПРИМЕЧАНИЕ : Зазор в канавке верхнего компрессионного кольца не измеряется в силу конструкции этого кольца. не позволяет выполнить это точно обычным щупом.
Измерьте отверстие под поршневой палец.
Отверстие под поршневой палец | ||
mm | in | |
34.6 | МИН | 1.362 |
34.8 | МАКС | 1.37 |
Измерьте диаметр поршневого пальца.
Диаметр поршневого пальца | ||
mm | in | |
34.494 | МИН | 1.358 |
34.5 | МАКС | 1.358 |
Завершающие операции
- Установите поршни на шатуны.
- Установите поршни с шатунами в сборе в двигатель.
- Подключите аккумуляторные батареи.
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры и убедитесь в отсутствии утечек.
Поршневые кольца
Проверка и анализ возможных неисправностей
Проверьте состояние поршневых колец.
- Абразивный износ.
ПРИМЕЧАНИЕ : Признаком абразивного износа второго компрессионного кольца является быстрое уменьшение поверхности покрытия черного цвета на лицевой стороне кольца. В некоторых случаях оно даже пропадает совсем (А). Обычно это называют полным износом лицевой поверхности кольца. В результате быстрого уменьшения площади покрытия в нижней части второго компрессионного кольца образуется острая кромка. Признаком абразивного износа также является образование вертикальных царапин на верхнем компрессионном кольце (В).
Возможные причины абразивного износа:
- Попадание в цилиндр абразивных частиц вместе с воздухом во время работы двигателя
- Плохая очистка после предыдущего ремонта
- Наличие инородных частиц в отверстии цилиндра
- Грязное масло из-за нарушения периодичности его замены
- Наличие задиров и потертостей
ПРИМЕЧАНИЕ : Признаками задиров и потертостей являются глубокие царапины, изменение цвета металла и неровности (В).
Возможные причины задиров и потертостей:
- Перегрев двигателя
- Разжижение масла
- Плохое обслуживание системы смазки
- Неисправность форсунки охлаждения поршня
- Залегание маслосъёмного кольца вследствие отложений
ПРИМЕЧАНИЕ : Появление задиров и потертостей на поршневых кольцах говорит о разрыве масляной пленки на стенке цилиндра, в результате чего материал поршневого кольца начинает проникать в стенки цилиндра.
ПРИМЕЧАНИЕ : Признаком засорения маслосъемного кольца является появление отложений в его канавках (В).
Возможные причины засорения маслосъемного кольца:
- Низкая рабочая температура двигателя из-за длительной работы на холостом ходу или неисправности системы охлаждения.
- Нарушение периодичности замены масла
- Использование моторного масла несоответствующего сорта
- Использование моторного масла низкого качества
ПРИМЕЧАНИЕ : Засорение маслосъемных сливных колец ограничивает отвод масла. Это увеличивает толщину слоя масла на поверхности цилиндра и ухудшает условия контроля за работой системы смазки.
ПРИМЕЧАНИЕ : Для проверки состояния новых поршневых колец выполняются следующие измерения:
ПРИМЕЧАНИЕ : Перед выполнением проверки убедитесь, что сам цилиндр отвечает техническим условиям.
Измерьте зазор в замке поршневых колец, установив их в тот цилиндр, в котором они будут работать. Установите кольца на расстоянии 50 мм (2 дюйма) от верхней поверхности блока цилиндров (А) так, чтобы плоскость колец была перпендикулярна поверхности цилиндра, используя для этого поршень.
Тип и место установки кольца могут определяться по его профилю.
- Верхнее компрессионное поршневое кольцо
- Промежуточное поршневое кольцо
- Маслосъемное кольцо
Для измерения зазора в замке поршневого кольца используйте щуп.
Зазор в замке поршневого кольца | |||
mm | in | ||
Верх | 0.26 | МИН | 0.010 |
0.36 | МАКС | 0.014 | |
Второе компрессионное кольцо | 0.50 | МИН | 0.020 |
0.75 | МАКС | 0.030 | |
Масло | 0.25 | МИН | 0.010 |
0.50 | МАКС | 0.020 | |
Если зазор в замке кольца не соответствует норме:
- Проверьте соответствие норме типа используемого кольца и его номера по каталогу
- Проверьте соответствие норме цилиндра.
- Убедитесь в том, что измерение зазора в замке кольца производилось на расстоянии 50 мм (2 дюйма) от верхней поверхности блока цилиндров.
- Попробуйте поставить другой комплект колец.
Поршень и шатун в сборе
Подготовительные операции
WARNING
Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
WARNING
По данным некоторых государственных организаций отработанное моторное масло может быть причиной возникновения онкологических заболеваний и болезней органов репродуктивной системы. Избегайте вдыхания паров отработанного моторного масла, попадания его в организм и продолжительного контакта с ним.
WARNING
Во избежание получения травмы не допускайте попадания горячего масла на кожу.
WARNING
Охлаждающая жидкость токсична. Держите её подальше от детей и домашних животных. Если оно не предназначена для повторного использования, отправьте его на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
WARNING
Не снимайте крышку заливной горловины с горячего двигателя. Дайте охлаждающей жидкости остыть до температуры ниже 50°C (120°F) перед снятием крышки. Выброс горячей охлаждающей жидкости или пара может привести к травмам.
- Отсоедините кабели аккумуляторной батареи. См. Руководство по ремонту комплектного оборудования.
- Слейте масло из системы смазки.
- Снимите масломерный щуп.
- Снимите трубку масломерного щупа.
- Снимите поддон картера и прокладку.
- Форсунки охлаждения поршней трубчатого типа следует снять во избежание их повреждения.
- Слейте охлаждающую жидкость.
- Снимите головку блока цилиндров.
Снятие
WARNING
При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных соединений следуйте рекомендациям их производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.
WARNING
Некоторые растворители токсичны и легко воспламеняются. Перед использованием ознакомьтесь с инструкцией производителя.
Проверните коленчатый вал так, чтобы поршни оказались ниже зоны отложения нагара, которая располагается над зоной перемещения поршневых колец.
Для удаления нагара используйте мелкозернистый абразивный брусок с волокнистой структурой (номер по каталогу 3823258) или его аналог и растворитель.
Нанесите на каждый поршень номер соответствующего цилиндра.
ПРИМЕЧАНИЕ : Если на поршне есть зона с гальваническим покрытием, не наносите штампом метки на нее или на внешнюю кромку. Не наносите штампом метки на головку алюминиевого поршня над осью пальца.
Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень оказался в нижней мертвой точке для снятия крышки шатуна.
Отверните болты шатуна.
Пока не снимайте болты с шатунов.
Молотком с резиновой головкой постучите по болтам шатуна для страгивания крышек.
CAUTION
Если на двигателе установлены шатуны с нижней головкой разрывного типа, проявляйте осторожность при снятии крышки во избежание повреждения контактных поверхностей шатуна или крышки. При повреждении контактных поверхностей в зоне разрыва обязательно замените шатун и его крышку для снижения вероятности повреждения двигателя. Нарушение правил сборки может привести к повреждению шатуна.
CAUTION
При осаживании крышки шатуна не допускайте ее контакта с поверхностью в зоне разрыва. Это может привести к повреждению этой поверхности.
Снимите болты шатуна.
Снимите крышку шатуна.
Снимите нижний вкладыш шатунного подшипника.
Вытолкните поршень в сборе с шатуном из цилиндра. Обязательно проявляйте осторожность, чтобы не повредить шатун или поверхность шейки коленчатого вала.
Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника.
ПРИМЕЧАНИЕ : Шатунные подшипники не подлежат повторному использованию. В случае снятия болтов шатунов утилизируйте подшипники, заменив их новым комплектом подшипников.
Поршень и шатун в сборе следует устанавливать в тот цилиндр, с которого они были сняты, чтобы обеспечить точное прилегание приработавшихся поверхностей, если детали используются повторно.
Прикрепите бирку с номером соответствующего цилиндра на каждый поршень в сборе с шатуном.
Положите поршни в сборе с шатунами в ящик для защиты их от повреждений.
ПРИМЕЧАНИЕ : Обязательно соблюдайте правильную ориентацию поршня при установке его на шатун.
На поверхностях шатунов имеются три насечки, которые должны быть обращены в сторону передней части двигателя.
На поршнях имеется стрелка, нанесенная на них для этой же цели.
Установите поршни на шатуны. Передние стороны каждого из них должны быть соосны.
ПРИМЕЧАНИЕ : Нагревать поршни для установки пальца не нужно. Однако температура поршней должна быть не ниже комнатной.
Вставьте палец в поршень и шатун.
Установите второе пружинное кольцо.
CAUTION
Как правило, поршневые кольца похожи друг на друга, но они существенно отличаются по своим характеристикам. Обеспечьте правильный подбор деталей для двигателя.
На верхней поверхности компрессионных колец находится либо метка "TOP", либо метка их производителя, например, нанесенная штампом точка.
При сборке метка ”TOP” или метка производителя должны быть обращены вверх.
Маслосъемное (нижнее) кольцо устанавливается любой стороной вверх.
Состоящее из двух частей маслосъемное кольцо следует устанавливать так, чтобы зазор пружинного расширителя оказался напротив замка кольца.
С помощью расширителя поршневых колец, номер по каталогу 3823137, установите поршневые кольца на поршень.
Тип и место установки кольца могут определяться по его профилю.
- Верхнее компрессионное поршневое кольцо
- Промежуточное поршневое кольцо
- Маслосъемное кольцо
Смажьте кольца и юбки поршней чистым моторным маслом.
Повернув кольца, расположите их замки так, как показано на рисунке.
Замок каждого кольца не должен находиться напротив поршневого пальца или замков других колец. Неправильное расположение замков колец приведет к нарушению герметичности цилиндра.
С помощью маркированной головки и динамометрического ключа затяните болты шатуна.
Используя метод поворота болта на определенный угол в конце затяжки, попеременно затяните болты шатуна.
Момент затяжки:
- 1. 34 n•m [ 25 ft-lb ]
- 2. Повернуть на 60 градусов против часовой стрелки
- 3. 34 n•m [ 25 ft-lb ]
- 4. Повернуть на 60 градусов по часовой стрелке
Не измеряйте зазор между крышкой шатуна и коленчатым валом.
Измерьте боковой зазор между шатуном и кривошипом коленчатого вала.
Боковой зазор между шатуном и кривошипом коленчатого вала | ||
mm | in | |
0.100 | МИН | 0.004 |
0.35 | МАКС | 0.014 |
Измерьте выступание поршня над верхней поверхностью блока цилиндров.
ПРИМЕЧАНИЕ : Эта операция необходима только после ремонта или замены поршня, коленчатого вала, шатуна или блока цилиндров.
Измерьте выступание поршня с помощью глубиномера (номер по каталогу 3823495). Использование поршней или прокладок головок одного типоразмера здесь не требуется.
Установите циферблатный индикатор на верхнюю поверхность блока цилиндров и выставите его на ноль.
Перемещайте циферблатный индикатор непосредственно над поршневым пальцем, не допуская поперечных его отклонений. Не касайтесь выступом индикатора поверхности с гальваническим покрытием.
Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень оказался в верхней мертвой точке. Поворачивая коленчатый вал в разные стороны, определите максимальное показание индикатора. Запишите результаты измерения.
Выступание поршня | ||
mm | in | |
0.034 | МИН | 0.001 |
0.260 | МАКС | 0.010 |
Если высота выступания поршня не соответствует норме, проверьте правильность подбора установленных деталей и/или обработки верхней поверхности блока цилиндров. Проверьте свободное вращение коленчатого вала после установки крышек шатунов. Если коленчатый вал не вращается свободно, проверьте, как установлены шатунные подшипники, и их размер.
Завершающие операции
WARNING
Охлаждающая жидкость токсична. Держите её подальше от детей и домашних животных. Если оно не предназначена для повторного использования, отправьте его на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
WARNING
Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
- Установите форсунки охлаждения поршней трубчатого типа.
- Установите трубку масломерного щупа.
- Установите масломерный щуп.
- Установите поддон картера.
- Установите головку блока цилиндров.
- Залейте в двигатель масло.
- Залейте охлаждающую жидкость в двигатель.
- Подсоедините кабели аккумуляторной батареи. См. Руководство по ремонту комплектного оборудования.
- Прогрейте двигатель до рабочей температуры и убедитесь в отсутствии утечек.